Договориться можно обо всем — медиаторство и его корни в народной культуре

О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.

О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.

Федеральный Закон «О медиации» вступил в действие в России в 2012 году, но традиции построения медиативного процесса имеют глубокие корни в российской культуре. В том числе — в этнической мусульманской культуре.

«Невозможно представить башкирскую и татарскую культуру без видных деятелей просвещения, политики, экономики, государственных деятелей. Таких как Мажит Гафури и Мифтахетдин Акмулла, Шаехзада Бабич и Заки Валиди, депутаты Сыртлановы или купцы Рамеевы — все они начинали с медресе. Культурный код народов нашего региона — это ислам. Поэтому обращаясь к истокам стоит помнить о том, что лежит в фундаменте — исламской культуре. В том числе это относится и к этике взаимоотношений в обществе: взаимоуважении и приоритете договорных отношений», — отмечает Алмаз хазрат Валеев.

Действительно, в Уфимской губернии по данным 1912-1913 годов действовало более полутора тысяч мектебов и медресе. Из них более восьмисот содержались на средства меценатов, а шесть сотен были на обеспечении сельской общины. На фоне всеобщей грамотности заключение договоров было довольно распространенной практикой.

Еще один фактор влиял на широкое распространение договоров — принцип вотчинного права, который предполагал равенство всех сторон процесса.

«Полсотни башкирских кланов жили на территории Урало-Поволжья и основным инструментом общения выступал договор. Об этом писал в шежере рода Иракты Мухаммад Али Чукури.  Причем общение шло как равного с равным и не было никакого авторитета, который был на стороне одного из участников переговора. Что полностью коррелирует с современными принципами медиации», — отмечает пресс-секретарь ДУМ РБ Газиз Юсупов.

Для переговоров в башкирской культуре характерны те же принципы, что и для современной медиации: добровольность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Изначальное равенство в правах всех со всеми предполагает и конфиденциальность: в публичную сферу выносится только результат переговоров, а нюансы процесса остаются для широкой публики закрытыми.

В последнее время жители республики обращаются за медиативной поддержкой к имамам Духовного управления мусульман РБ. Два года назад начала действовать первая комната медиации при соборной мечети города Ишимбая под руководством Радик-хазрата Мирасова, а сейчас на профессионального медиатора обучаются три десятка имамов ДУМ РБ.

Последние новости

В Башкирию на спартакиаду «Мы вместе. Спорт» приедут более 800 спортсменов с ОВЗ

Фото:правительство Башкортостана В Башкирию на всероссийскую зимнюю спартакиаду «Мы вместе.

Радий Хабиров встретился с олимпийскими чемпионами по баскетболу

24 января в Доме Республики Глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с олимпийскими чемпионами по баскетболу, среди которых заслуженные мастера спорта СССР Иван Едешко и Ирина Сумникова,

В Уфе сотрудники Почты России посмотрели фильм про свою героическую коллегу

Фото:Валерий Шахов В уфимском кинотеатре «Родина» состоялся показ документального фильма «Водяная».

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Южно-Сахалинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *