Договориться можно обо всем — медиаторство и его корни в народной культуре
О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.
О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.
Федеральный Закон «О медиации» вступил в действие в России в 2012 году, но традиции построения медиативного процесса имеют глубокие корни в российской культуре. В том числе — в этнической мусульманской культуре.
«Невозможно представить башкирскую и татарскую культуру без видных деятелей просвещения, политики, экономики, государственных деятелей. Таких как Мажит Гафури и Мифтахетдин Акмулла, Шаехзада Бабич и Заки Валиди, депутаты Сыртлановы или купцы Рамеевы — все они начинали с медресе. Культурный код народов нашего региона — это ислам. Поэтому обращаясь к истокам стоит помнить о том, что лежит в фундаменте — исламской культуре. В том числе это относится и к этике взаимоотношений в обществе: взаимоуважении и приоритете договорных отношений», — отмечает Алмаз хазрат Валеев.
Действительно, в Уфимской губернии по данным 1912-1913 годов действовало более полутора тысяч мектебов и медресе. Из них более восьмисот содержались на средства меценатов, а шесть сотен были на обеспечении сельской общины. На фоне всеобщей грамотности заключение договоров было довольно распространенной практикой.
Еще один фактор влиял на широкое распространение договоров — принцип вотчинного права, который предполагал равенство всех сторон процесса.
«Полсотни башкирских кланов жили на территории Урало-Поволжья и основным инструментом общения выступал договор. Об этом писал в шежере рода Иракты Мухаммад Али Чукури. Причем общение шло как равного с равным и не было никакого авторитета, который был на стороне одного из участников переговора. Что полностью коррелирует с современными принципами медиации», — отмечает пресс-секретарь ДУМ РБ Газиз Юсупов.
Для переговоров в башкирской культуре характерны те же принципы, что и для современной медиации: добровольность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Изначальное равенство в правах всех со всеми предполагает и конфиденциальность: в публичную сферу выносится только результат переговоров, а нюансы процесса остаются для широкой публики закрытыми.
В последнее время жители республики обращаются за медиативной поддержкой к имамам Духовного управления мусульман РБ. Два года назад начала действовать первая комната медиации при соборной мечети города Ишимбая под руководством Радик-хазрата Мирасова, а сейчас на профессионального медиатора обучаются три десятка имамов ДУМ РБ.
Последние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики
В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости предоставления отчетности за 2024 год
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации
Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана
Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.