НАШ ГЕРОЙ!
В Мечетлинском районе проживает один участник Великой Отечественной войны – Мансур Валеев.
В Мечетлинском районе проживает один участник Великой Отечественной войны – Мансур Валеев. Несмотря на преклонный возраст, он сам лично присутствовал в мероприятиях, посвященных 78-й годовщине Победы. Он родим из деревни Таишево. Всю жизнь прожил в Москве, год назад вернулся на малую родину.
Каждая встреча с ветераном, большой праздник для всех нас. Их героизм и мужество в годы войны были и остаются неиссякаемым источником воспитания патриотизма, любви к Отечеству. Низкий Вам поклон, Мансур Галиевич! Мы гордимся Вами и благодарим Вас за стойкость и мужество, проявленные в боях за Родину. Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия и заботы близких людей!
Воспоминания дяди (брата бабушки) записала Лейсан Иштуганова - магистрант факультета башкирской филологии БГПУ им. М. Акмуллы.
«Я родился 17 ноября 1925 года в деревне Таишево. Моя юность прошла в прекрасной местности среди трудолюбивых односельчан. Учился в начальной школе. Четвертый класс окончил с «отличием», дальше получил образование в Новомещеровской средней школе. Учились три года и все это время ходили туда пешком. Только зимой, когда было очень холодно, оставались с ночевкой. Учился хорошо, за это награждался ежегодно подарками.
Неожиданно началась война. Все молодые и мужчины средних лет были призваны. Нам нужно было работать вместо них в колхозе, стало не до учебы. В те годы молодежи в деревне было много. Многих из них до сих пор помню по именам и фамилиям: Биктимер Гарипов, Рахматулла Факирьянов, Салимьян Гарипов, Хатима Кашапова, Райса Якупова и многие другие.
Вскоре повестка с военкомата пришла и нам, пятерым парням: мне, Биктимеру Гарипову, Нуритдину Мухаметшину, Мугафе Хужину, Муктабару Мустафину. 10 февраля 1943 года друзья проводили нас у клуба. До Сулеи отвезла мать Нуритдина Асбия. На второй день представители армии разобрали нас и направили в разные части.
Я приехал в город Бузулук, в Астраханское военно-пехотное училище. В учебном заведении был строгий распорядок дня. Зимой растирались снегом, а как только снег растаял, ходили купаться в реку, которая находится в двух километрах.
По прошествии четырех месяцев, учеба была приостановлена. Вышел приказ Сталина: «Срочно создать девятую десантную армию!». По училищам ездила комиссия, отбирали самых здоровых ребят. Нас собрали в Москве, потом привезли в город Яхрома, где и была создана 18-ая воздушная десантная бригада. Из нашего района в нее попали семеро: я и Муктабар Мустафин из Таишево, Багаман из Азангулово, Юлай Бикимбетов и парень с фамилией Хафизов (имени уже не помню) из Сулейманово, Павел Новоселов и Николай Крючков из Большеустьикинска.
С этого дня и началась моя служба в Воздушно-десантных войсках. Нас обучили владению различным оружием – автоматом, пистолетом, пулеметом, противотанковым орудием, укладке парашюта. Сложишь неправильно – парашют не раскроется и тебя ждет смерть.
Служба шла как днем, так и ночью. К концу учебки в вагонах нас отправили на фронт. Прибыли на Карельский фронт у города Лодейное поле. На другом берегу глубокой полноводной реки Свир держала эшелонированную оборону финская армия. В то время они были на стороне немцев.
21 июня началось наступление. На протяжении трех часов среди финской армии шла артподготовка. В это время мы переплавились через реку на лодках-амфибиях и вступили с ними в бой.
Поредевшие ряды финнов отступили, на поле остались тела мертвых солдат. Наши продолжили наступление, три раза поднимались на атаку.
Мы дошли до финского города Большие Горы и остановились на оборону. С обеих сторон нас начали атаковать. Трех парней рядом со мной зацепил снайпер, один из них – Павел Новоселов. Пуля прошла сквозь его каску и угодила в лоб.
Вечером в мой окоп пришел Муктабар. Долго мы с ним разговаривали в сгущавшихся сумерках. На следующий день взяли одно село. После взятия ко мне подбежал знакомый солдат и сказал: «Мансур, твой земляк Муктабар был тяжело ранен и остался на поле боя. Разрывная пуля пробила его насквозь от живота до спины…». Так он погиб.
Мы продолжили движение вперед. С боями пробились к финской укрепленной линии Маннергейма. Началась подготовка к штурму линии.
В 100-150 метрах позади нас построили сооружение похожее на Маннергейм и на нем имитировали штурм.
Однажды занятия не состоялись, а мы остались в траншеях. Оказывается, когда силы у финнов закончились, они попросили у нашего государства перемирия. Через несколько дней мы оставили траншеи, вместо нас пришли солдаты постарше.
Прежде чем попасть на фронт, в нашей роте было 135 человек. После боев осталось 24 солдата: многие погибли, другие были ранены и отправлены в госпиталь.
С ближайшей станции мы отправились в Могилев. Там расположились в землянках в лесу близ города. Через несколько дней наши ряды пополнились молодыми солдатами. Снова начались занятия и упражнения. Учились укладыванию парашюта и правильным прыжкам. Сначала прыгали с высоты в 400 метров, потом с 800-1000 метров. Во время таких упражнений двое парней погибли – их парашюты не раскрылись.
После учебы на военном эшелоне вновь направились туда, где шли бои. На этот раз мы оказались на Третьем Украинском фронте. Война шла в Венгрии. На передовую мы прибыли ночью под дождем, под ногами было грязно, холодно и сыро. Мы заняли свои позиции, приготовились в окопах и траншеях к обороне.
16 марта началась перестрелка. Самолеты сбрасывали бомбы, над головами свистели пули, взрывались снаряды и мины. Мы поднялись в атаку. Осколок мины попал мне в ногу, я упал. Была невыносимая боль и много крови. Пришедшие санитары перевязали рану, положили на носилки и отвезли в полевой госпиталь.
Больше двух месяцев я лечился в госпитале Венгерского города Секешфехервар, потом меня направили в госпиталь в румынском городе Тимишоара, в котором прошли еще два месяца. Здесь я и узнал о Победе и о конце войны. Это случилось ночью – от этой новости госпиталь гудел всю ночь и весь день. На обед следующего дня каждому налили по 100 грамм спирта – победные 100 грамм!
Тех, кто уже мог ходить, перевезли в госпиталь красивого города Бая в Венгрии. Скоро я уже мог стоять на ногах, разрешили купаться в реке Дунай, который протекал неподалеку. Через два месяца на санитарном поезде нас доставили в город Галац в Румынии. В этом госпитале мне сделали третью операцию и полностью поставили на ноги. Выздоровевшего и окрепшего меня направили в пересыльный пункт.
Началась моя служба в разных частях на разных должностях. Во время войны меня наградили орденом Великой Отечественной войны I степени и трижды медалью «За мужество».
В последние годы служил в Москве, оттуда же демобилизовался. Служба в армии продлилась семь лет и два месяца.
Посоветовавшись с отцом, остался жить в Москве. Женился, устроился на работу».
Последние новости
В Баймаке установили бюст выдающегося государственного деятеля Башкортостана Зекерии Акназарова
4 февраля в Баймаке состоялось открытие бюста выдающегося государственного и общественного деятеля Башкортостана Зекерии Шарафутдиновича Акназарова.
Сотрудники УФСИН России по Республике Башкортостан присоединились к донорской акции
Сотрудники уголовно-исполнительного ведомства Республики Башкортостан в очередной раз посетили Республиканскую станцию переливания крови, где сдали кровь для нужд медицинских организаций и жителей республики.
В Башкортостане стартовал конкурс на создание гимна в честь башкирской лошади
В Республике Башкортостан стартовал конкурс на создание гимна в честь башкирской лошади.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку