На страже границ
28 мая в России отмечается День пограничника. В честь праздника – интервью с майором пограничной авиации Маратом Бегуловым, чья служба проходила на фоне переломных событий в истории страны.
# поводгордиться
28 мая в России отмечается День пограничника. В честь праздника – интервью с майором пограничной авиации Маратом Бегуловым, чья служба проходила на фоне переломных событий в истории страны.
- Марат Миннигулович, расскажите, как вы попали в пограничники?
- В 1985 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище, после чего в октябре по распределению прибыл в Среднеазиатский пограничный округ, в город Ашхабад. Оттуда меня перенаправили в расположение 23-го отдельного авиационного полка в Душанбе. Сразу же попал в настоящее горнило: нас только научили управлять новыми вертолетами и тут же отправили в командировку для выполнения интернационального долга в Афганистан. Там я участвовал в операциях в качестве летчика-штурмана. Могу сказать, что их было нескончаемо много. В основном они проводились на приграничных участках – в зонах ответственности погранотрядов и комендатур. Порой в них было задействовано по 30-40 бортов «МИ-8» и столько же «МИ-24».
Квартиры офицеров располагались в черте города. Бывало так, что мы праздновали юбилей кого-нибудь из командиров, и тут в доме раздавался топот. Так понимали, что объявлена тревога. Ночью нас собирала опергруппа, выполнялась подготовительная работа, вертолеты обеспечивались оружием. С рассветом вылетали на выполнение заданий и, как правило, завершали их до захода Солнца, потому что летать в горах в темноте смертельно опасно.
А вот в условиях равнины действовали и ночью – например, сбрасывали световые бомбы на поле боя или же вывозили тяжелораненых.
- Какие наиболее яркие воспоминания остались у вас со времен службы?
- Конечно, невозможно забыть случаи гибели товарищей. Это настоящая боль и шрам на сердце. На моей памяти из переносных зенитно-ракетных комплексов и гранатометов было подбито пять наших экипажей. Шесть человек из полка и награждены звездой Героя – дважды в СССР и четверо – уже в России, один получил награду посмертно, попав под серьезный обстрел в районе Шурабада.
Пользуясь случаем, хочу вспомнить тех, с кем служил – боевого командира полка Фарита Султановича Шагалеева, командира экипажа Валерия Филипповича Попкова, а также моего однокашника (вместе окончили училище) Василия Владимировича Тарасова, с которым мы к тому же летали в одной эскадрилье. К слову, он до сих пор служит в авиации ФСБ.
- А какие награды получили вы?
- Хотелось бы выделить медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Это произошло после событий на базе Муштив. Тогда мы спасали зажатых там бойцов Керкинской десантно-штурмовой маневренной группы. В ходе операции попали под обстрел, но в итоге нам удалось уйти: «сели» на одной из застав и своими силами восстановили вертолет.
Также отмечу медаль «За боевые заслуги». Ее я получил за действия в районе Шахри-Бузурга, когда мы окружили и обезвредили боевиков, обустраивавших схроны и прятавших в них оружие.
Кроме того, у меня есть медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.
Из Афганистана пограничные войска вышли позже остальных, в 1990 году. Некоторое время мы выполняли специальные задания. В частности, развозили гуманитарную помощь по кишлакам.
А после моя служба плавно перетекла в Таджикистан, где начиналась новая война - нам приходилось защищать конституционный строй республики.
В 1994 году я уволился по состоянию здоровья, сейчас являюсь военным пенсионером и работаю в службе трансформации на «Уфа-Арене». Конечно, душа до сих пор стремится летать, но сил и возможностей для этого уже, к сожалению, нет.
- В чем особенность пограничной авиации?
- Ее главная функция – охрана. Прежде всего, ее работа необходима в условиях гор. В основном она представлена вертолетами, а самолеты в ней, как правило, транспортные, в отличие от Военно-воздушных сил, где преобладают истребители. Но обладая таким относительно «легким» вооружением пограничной авиации, тем не менее удается держать границы на замке.
- Как вы охарактеризуете этот участок (границу Таджикистана и Афганистана) с точки зрения рельефа и погодных условий?
- В Таджикистане преобладает горная местность, и в условиях обширных расстояний между гарнизонами такой вид транспорта, как вертолет, зарекомендовал себя самым лучшим образом, поскольку в отличие от самолета его можно использовать при неблагоприятной погоде и сажать на площадку, ограниченную в размерах.
Пару слов скажу о вооружении. Оно находилось на довольно высоком уровне. Например, транспортно-боевые вертолеты «Ми-8» были оснащены блоками неуправляемых авиационных ракет. Также подвешивались различные виды бомб, были и пулеметы. Конечно, параллельно вылетам мы проходили обучение, получали полезные технические знания.
- А какими качествами должен обладать пограничник?
- Я бы сказал, что ему следует быть сангвиником – уметь общаться с людьми, но в то же время оставаться хладнокровным, не терять самообладание, например, в ситуациях, когда отказывает техника. И, разумеется, он должен безупречно знать все инструкции.
- Часто ли удается встретиться с сослуживцами?
- В нашем календаре есть три особенные даты. Во-первых, это День вывода войск из Афганистана (15 февраля), но его мы воспринимаем скорее как день памяти. Стараемся регулярно собираться на день рождения полка – 13 апреля. Как правило, наши встречи проходят в Москве.
Наступающий праздник 28 мая тоже очень важен для нас. В эту субботу планируем посетить парк Победы и мемориал «Скорбящая мать». После поедем на Южное кладбище, где по традиции наведем чистоту на могилах наших товарищей. Будет и застолье с песнями и воспоминаниями о былом.
Антон СУХАРЕВ.
[email protected]
Последние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики
В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости предоставления отчетности за 2024 год
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации
Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана
Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.