«Кыз урлау», или рокабилли по-башкирски
- Ямиля! Уже два года хожу за тобой, как солнце за луной. Сил моих больше нет, красавица!
- Ямиля! Уже два года хожу за тобой, как солнце за луной. Сил моих больше нет, красавица! Но ты не гонишь меня прочь и не приближаешь! Скажи, быть может, со мной что-то не так? – вопрошает пылкий юноша, в отчаянии воздев руки к своей возлюбленной.
Черные косы до пояса, красное платье, велосипед – таков образ башкирской красавицы шестидесятых годов прошлого века. А вот тракторист Кутлуахмет (Айнур Ситдиков) «прочитан» по-новому. Теперь он – «стиляга» из башкирской глубинки. Премьера спектакля «Похищение девушки», поставленного по комедии Мустая Карима творческим коллективом Башдрамтеатра, приурочена к вековому юбилею народного поэта. В театре идет ремонт, поэтому зрителям она представлена на малой сцене Театра оперы и балета.
«Кыз урлау» - так название звучит в оригинале. Это сейчас выражение «похищение девушки» имеет криминальный смысл. Но для послевоенного времени это – смесь романтики и древних народных традиций. Актуальна ли такая история в веке XXI? Как оказалось – вполне. Ведь, как известно, меняются эпохи. Но не люди…
Поднимается занавес. На сцене – пожарный Мухаметша (Азат Валитов), его напарник и один из аксакалов деревни, Ажмагул (Олег Ханов). Огненных ЧП в сельской глубинке почти не случается. А вот пожар любви в груди Мухаметши разгорается все ярче. Однако парень робок, и о его чувствах друзья знают даже больше, чем красавица Ямиля ( Гульнара Казакбаева). Его антипод – лучший тракторист колхоза, ударник труда и комсомольский активист Кутлуахмет, который к тому же неплохо танцует. Парень буквально не дает девушке проходу. Что, понятно, причиняет Мухаметше еще больше беспокойства. Характер Кутлуахмета – яркий, он вожак прогрессивной молодежи. Подчеркнуть это режиссер Ильсур Казакбаев решил весьма необычным способом.
Мирный пейзаж сельской жизни оказывается лишь покровом, скрывающим энергию и страсть. Это понимаешь, когда музыканты вдруг начинают играть настоящее рокабилли, а на сцене появляются танцующие стиляги. Такой деревенскую молодежь представить трудно. Кажется, это «креатив» на грани, все-таки Мустай Карим – национальный классик. Однако впечатление минутно и быстро уходит. Понять артистов можно вполне. В прежние годы спектакль ставили Вали Галимов и Рифкат Исрафилов. И потому неудивительно, что постановщики нынешней версии решили избежать повторов. С одной стороны, им нужно было найти свой, неповторимый язык повествования. С другой -сохранить четкую связь с оригиналом и исторической реальностью. В этом смысле движение стиляг оказалось как нельзя кстати: яркое, молодежное и развивалось как раз в те годы. Тем более, что станцевать твист для настоящего джигита – раз плюнуть! Приятно и то, что все же это - башкирские стиляги, национальный колорит не забыт. А хриплый «джазовый вокал», между прочим, похож на традиционное горловое пение. Забегая вперед, скажу: «мюзикловость» спектакля вообще можно назвать его отличительной чертой.
Тем временем селяне готовятся к самому главному для них празднику – Сабантую. Правда, основную инициативу на себя почему-то взял местный участковый милиционер. В помощники себе он берет добродушного пьянчужку, который в порядке исправительных работ должен покрасить белилами все деревья вокруг места гуляний. В «логичности» действа можно усомниться, а вот профессионализм костюмеров сомнений не вызывает. Одежда не только и не столько отражает эпоху, а тонко усиливает черты личностей героев. Например, участковый – большой человек во всех смыслах, что подчеркивает портупея увеличенной длины. Правда, грозой бандитов его назвать трудно. Кто пытается выглядеть браво – так это старик Ажмагул. В память о революционной юности он носит папаху и полувоенную рубашку. А вот Мухаметше удаль подчеркивать не нужно, парень прост в поступках и одежде. Свободный комбинезон-спецовка, серые брюки – о ярких чувствах говорит лишь красная футболка.
Между тем любви все возрасты покорны. Если для молодежи – это соперничество и страсть, то для людей уже сложившихся – глубокая внутренняя работа. Таковы Давлетбай (Хурматулла Утяшев) и Туктабика (Светлана Хакимова). У каждого из них – свой жизненный опыт и свои причины не открывать друг другу сердца. В которых уже зародилось и крепнет то самое чувство, что бывает одним на двоих. Найдут ли они пути друг к другу? И умудренная жизнью Туктабика, и юная Ямиля похпожи: обе они ждут от своих поклонников решительных действий. Правда, Туктабика свой выбор уже сделала…
На фоне их переживаний Ажмагул и его жена Унгабика (Эльвира Юнусова) выглядят очень степенными. Хотя своя «свадебная история» разумеется, есть и у них. И если он считает ее завершенной, то она вовсе не против пережить финал еще раз. Так или иначе, это случится и с другими участниками, находящимися за пределами «любовного круга». Ведь чужих и непричастных в деревне быть не может… Какой же будет долгожданная развязка?
Разумеется, танцевальной. Кто-то скажет: танцы это одно, а актерское мастерство – совершенно другое! И совмещать их не стоит. Однако труппа Башдрамтеатра стереотип разбила. Танцуют, как оказалось, все: и «похитители» Давлетбай с Ажмагулом, и «похищенные» Унгабика с Туктабикой. Но главное – юная красвица Ямиля. И тракторист-ударник Кутлуахмет, завоевавший ее отчаянным и смелым поступком.
Финал комедии называют неожиданным даже сами постановщики. Художник Олег Нестеров, режиссер Ильсур Казакбаев и хореограф Ольга Даукаева подготовили зрителю настоящий сюрприз! А живой ансамбль Ильшата Яхина смог обернуть все действо в эффектное музыкальное оформление.
Иван БЕГМА.
Последние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики
В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости предоставления отчетности за 2024 год
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации
Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана
Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.