«Десять негритят»: В Башкирском оперном театре массово увольняют артистов оркестра
Десять творческих работников подали в суд на руководство Башкирского государственного театра оперы и балета (БГТОиБ).
Сначала без работы остались 24 музыкантов БГТОиБ, не подписавших срочные договоры. Сейчас руководство вернуло большинство из них, но с 10 контракты так и не заключены. Некоторые оркестровые группы серьезно сократились. Например, виолончелистов осталось ровно столько, сколько необходимо для спектакля, шестеро вместо 12. «Запасных» нет — если кто-то заболеет, как будет играть оркестр? Ко всему прочему без контрактов остались опытные артисты, в том числе — те, что «вели» за собой свои группы и играли сольные партии. Заменить их будет не так просто.
Хотели привести в порядок документыВсе началось с того, что творческих работников перевели на срочные договора. Случилось это еще в 2018 году. Уже тогда эти контракты со сроком действия настораживали. Обычно такие договоры подписывают с сезонными или нанятыми на какое-то мероприятие работниками или когда, например, для определенной постановки нужен актер с уникальным тембром голоса или владеющий каким-то особым инструментом. Оркестр же нужен на каждой театральной постановке: он обслуживает балетную и оперную труппу, а также хор. Но тогда в администрации театра заявили, что заключение срочных договоров станет основанием для повышения зарплаты сотрудникам.
«Действительно, сначала в договорах прописали такие пункты. Но потом, когда пришло время перезаключать их, положительные моменты из документов у многих артистов исчезли», — рассказали Mkset музыканты оркестра.
Свои имена они попросили не называть.
В 2020 году договоры перезаключили на новый срок. Тогда, в «ковидное лето», артисты были вынуждены подписать бумаги — театры не работали, и было непонятно, что будет дальше. Контракты двухлетние — летом этого года подошел новый срок. В это время несколько артисты создали свой профсоюз для решения текущих проблем. К тому моменту у многих артистов в контрактах не осталось ничего от былых плюсов. Кроме того, из пунктов документа вылезли жирные «минусы». Так, в контракты внесли категории, указанные в штатном расписании. Но должности не прописали и с должностными инструкциями не ознакомили. То есть труд наиболее квалифицированных артистов, которые «ведут» свои группы, совмещают игру на двух инструментах и несут повышенную нагрузку, оплачивается не всегда в полном объеме, как должно быть. Дело здесь не только в оплате — для театрального оркестра субординация имеет очень большое значение. Если ее нет — музыканты не смогут играть слаженно.
Оркестр просил предусмотреть компенсационные выплаты: если музыкант играет на двух инструментах, за это полагается надбавка. Музыканты ставили вопрос о пересмотре аттестации рабочих мест и определении вредности труда, за которую полагается доплата. Например, в Большом театре (а также в театрах Новосибирска и Самары) она предусмотрена. Ранее в БГТОиБ официально зафиксировано два случая профессионального заболевания у пианиста и струнника оркестра — у них зафиксировали потерю трудоспособности и/или установили инвалидность. Между тем проведенная в 2019 году аттестация установила, что условия работы в оперном театре улучшились — вредности нет.
Также музыканты попросили установить нормирование труда. Наконец, платить за амортизацию инструментов. Так, напримео, струнных инструментов у театра нет, и артисты привозят на спектакли и репетиции со своими. А кроме того — закупать расходники (трости, струны, волос, канифоль, очистители, масла).
По словам представителей профсоюза, первоначально директор театра Ильмар Альмухаметов пообещал обсудить все предложенные условия, но после отпуска, однако в итоге артистов так и не принял и не выслушал. Назначенная перед отпуском встреча с «бунтарями» не состоялась, а потом их просто перестали пускать в здание. Формальной причиной стал истекший срок контрактов.
«Охране даже велели вызывать полицию, если мы попытаемся пройти. А ведь у нас там остались личные вещи», — рассказывают артисты.
Дошло до абсурда: чтобы вернуть личный инструмент, развернули целую спецоперацию.
«Попросили работавшую в театре дочь одной из коллег передать через окно. И то прибежал охранник — что это вы через окно передаете? Потом пришлось писать объяснительную — директор вдруг забеспокоился, не принадлежит ли инструмент театру, хотя у театра, насколько нам известно, всего одна скрипка, все музыканты-струнники возят личные инструменты», — рассказали члены профсоюза.
Провалившиеся стулья и мелкие неудобстваВ разговорах с администрацией просили и стулья — в оркестровой яме они настолько старые, что страшно садиться, говорят артисты.
«У нас был случай, когда в оркестровую яму во время спектакля зашли пианистка и присела на стул. А он с треском развалился под ней — пришлось уползать на четвереньках», — вспоминают они.
Таких «мелочей» было много. Вроде бы по отдельности каждая из них — не так существенна, но из всего этого вырос достаточно серьезный конфликт с работодателем.
«Мы ведь изначально не просили ничего сверхъестественного. Сразу предложили — если пока нет финансирования, то давайте решим те вопросы, на которые дополнительные деньги не требуются. Хотя бы просто привести кадровые документы в порядок. Ведь от формулировок в трудовых и договорах зависит пенсия артистов. Например, духовикам положена льготная пенсия, но пенсионный фонд откажет в ее назначении, если должность указана не точно. Одна из сотрудниц уже не смогла выйти на пенсию из-за неправильно указанной должности», — объясняют музыканты-струнники.
По словам мятежников — «десяти негритят», как они сами себя назвали — им сообщили, что, раз контракты не подписаны, у театра появились вакансии. И он готов рассмотреть их кандидатуры на свободные должности… по итогам конкурса — сначала нужно прислать видеозапись своей игры, затем, на втором этапе, пройти оффлайн-прослушивание. Это вызвало недоумение — к чему устраивать конкурс, если артисты служили в театре по 20-30 лет и до сих пор всех устраивали, к тому же все они прошли аттестацию всего два с половиной года назад и еще как минимум два года подтверждать свою квалификацию нет необходимости?
Артисты признаются: такое отношение стало для них неприятной неожиданностью. У многих с театром связана вся жизнь, есть семейные пары, дети — тоже связаны с музыкой, работают в оперном или учатся в музыкальной школе, музыкальном или хореографическом училище…
Театр объявил конкурс и рассчитывает найти новых музыкантов Фото:сайт БГТОиБПроблема и в том, что найти замену артистам будет непросто: новых кадров не так много, особенно таких, кто «вольется» в коллектив. Приезжие из других регионов и государств, как показывает опыт, надолго в оперном не задерживаются - в Уфе, в отличие от неугодных работников, их ничто не держит.
Десять музыкантов уверены, что теперь, когда они заявили о своих правах, руководитель театра уже не предложит им вернуться в коллектив. Поэтому готовятся доказывать свою правоту в суде.
Mkset направит в БГТОиБ запрос на комментарий в ближайшее время.
Фото: БГТОиБПоследние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики
В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости предоставления отчетности за 2024 год
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации
Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана
Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.