Секретный фарватер. Каковы перспективы развития «водной» экономики Башкирии?

Многие уфимцы помнят, как ещё в начале 1990-х годов танкеры и грузовые суда нередко ходили по Белой с интервалом в несколько десятков минут, а в речном порту шли постоянные погрузочно-разгрузочные работы.

Многие уфимцы помнят, как ещё в начале 1990-х годов танкеры и грузовые суда нередко ходили по Белой с интервалом в несколько десятков минут, а в речном порту шли постоянные погрузочно-разгрузочные работы. Сейчас ситуация значительно изменилась. По сравнению с советским периодом объемы грузоперевозок по воде в республике сократились в разы. В последние годы водным транспортом в Башкирии перевозится около миллиона тонн грузов за навигацию, а в 1970-1980-х данный показатель составлял в среднем более чем 30 миллионов тонн в год.   

Одной из главных причин сложившейся ситуации стало обмеление рек из-за засух и маловодных лет. В 2010 году из-за небывалой засухи уровень Белой в районе Уфы опустился до минус 139 сантиметров от нуля поста – минимального значения за всю историю наблюдений. Этот рекорд был побит в аномально сухом и жарком 2021 году, когда уровень Белой опускался до минус 168 сантиметров, а в районе Уфы по главной реке региона могли ходить только относительно небольшие суда. 

Сейчас уровень Белой у Монумента Дружбы колеблется около отметки в минус 135 сантиметров, но при сохранении сухой и жаркой погоды не исключено повторение прошлогодних антирекордов.

Сложности навигации

В ведении Бельского района водных путей и судоходства находится 919 километров внутренних водных путей, в том числе 607 километров со средствами навигационного оборудования и гарантированными габаритами судового хода.

В последние годы в Башкирии активизировалось работа по увеличению гарантированной глубины хода на главных реках, что положительно влияет на судоходство.   

«В предыдущие годы мы провели большую работу по углублению дна нашей главной водной артерии – реки Белой, что позволило возродить в республике судоходство, - отметил Глава Башкортостана Радий Хабиров. - Благодарю за это администрацию Камского бассейна внутренних водных путей. Теперь глубина судового хода поддерживается на уровне 2 метров - на 10 сантиметров больше, чем в прошлом году. Поэтому и наносных грунтов нужно извлечь в полтора раза больше. Ежедневно обстановочные теплоходы мониторят глубину и чистоту судового хода. Если необходимо - приступают к углублению».

Для обеспечения судоходства на реках Башкирии в этом году было выделено 280 миллионов рублей. Большая часть этих средств пойдет на углубление и расчистку фарватеров. В перечне работ на этот сезон - углубление дна, в рамках которого будет перемещено 1,2 тысячи кубометров грунта, проведение дно- и берегоочистительных работ в объеме 1400 тонн, а также траление речных акваторий на площади 97 квадратных километров. Часть мероприятий носит плановый характер, а часть выполняется по мере необходимости.

Речная экономика

Ситуация с уровнем воды влияет на динамику и специфику речных перевозок. Большую часть объема грузов на водных путях Башкирии в последние годы составляют нефтепродукты, отправляемые на экспорт с уфимских НПЗ.  Оператором в этом сегменте выступает компания «БашВолготанкер» -  единственный в республике перевозчик нефтепродуктов, эксплуатирующий около 100 судов различного типа и назначения. В 2017 году компания выиграла подряд «НК «Роснефть» на перевозку в 2018-2022 годах  10 миллионов тонн светлых и темных нефтепродуктов. В южном направлении должно быть отправлено 6,3 миллиона тонн грузов, на север перевезут 3,8 млн тонн. Кроме того, по рекам перевозятся сыпучие стройматериалы, в основном это песок и щебень, а также лес для деревообрабатывающих заводов. 

Большая часть перевозок выполняется в период большой воды, то есть с апреля по июнь, когда до Уфы могут доходить танкеры класса река-море водоизмещением до 5 тысяч тонн. В мае этого года в столицу Башкирии впервые за всю её историю прибыли даже трехпалубные круизные теплоходы. 

Но в основном по нашим рекам ходят речные толкачи тира РТ с несамоходной баржей вместимостью 1000 тонн, толкачи «Урал» с баржей на 1500- 4000 тонн, пассажирские прогулочные и 2-х палубные теплоходы с осадкой до полутора метров. В 2021 году судовой трафик на водных путях республики составил 1500 рейсов.

Взгляд в будущее

По оценкам экспертов, в условиях современных экономических и природных реалий, перспективным направлением речных перевозок, наряду со стройматериалами и   нефтепродуктами, может стать древесина.

Согласно данным Министерства лесного хозяйства РБ, в республике используется лишь около 33% расчетной лесосеки. Из 9 миллионов кубических метров потенциально пригодной для ежегодной вырубки древесины реально осваивается лишь около 3 миллионов кубометров в год, что во многом связано со сложностью вывоза древесины из отдаленных районов из-за неразвитой сети местных  дорог, альтернативой которым могут стать реки. Для этого в республике разрабатывался комплексный план мероприятий по восстановлению баржевых речных перевозок лесного сырья из северо-восточных районов. Спрос на  перевозки леса по рекам республики должен расти, поскольку переработчики древесины нуждаются во все больших объемах сырья. Водный транспорт также позволит частично разгрузить межрегиональные трассы и сохранить не рассчитанные на большие нагрузки местные автодороги, которые разрушают тяжелые лесовозы.

В плане увеличения экспорта продукции по водным маршрутам перспективным вариантом для нашего региона может стать развитие порта «Агидель», который способен   на протяжении всей навигации принимать суда класса река-море водоизмещением до 10 тысяч тонн. При условии реконструкции прямой железнодорожной ветки Нефтекамск-Агидель, этот порт может стать экспортными воротами республики, позволяющими отравлять крупные партии грузов: зерна, нефтепродуктов, стального проката, изделий деревообработки практически в любую точку мира.  

Оценивая перспективы пассажирского сообщения, с высокой долей вероятности можно заявить, что практиковавшиеся в советские годы регулярные пассажирские рейсы по дальним речным маршрутам в районы республики и даже соседние регионы стали достоянием истории. Обычные корабли для этого слишком медлительны, а скоростные суда на подводных крыльях неэкономичны, требуют глубоких и чистых фарватеров, к тому же  поднимаемая ими волна размывает берега и выбрасывает из воды мальков рыб. 

На дальние речные круизы спрос есть, но для их выполнения нужны   крупные суда, которые с большой вероятностью не смогут дойти до Уфы уже в середине июня. Речной пассажирский флот, вероятное всего, будет обслуживать короткие прогулочные маршруты и работать на переправах в тех местах, где на реках до сих пор нет мостов. 

Автор:Сергей Николаев

Последние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики

В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости 
предоставления отчетности за 2024 год

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации

Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана

Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Туймазах на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *