Как нефтяник спас целый город от дефицита воды

Аскат Миниахметович Шарипов знает о нефти если не всё, то многое. Кандидат технических наук А. М. Шарипов изучал её свойства в вузе и среду её обитания в лаборатории при НГДУ «Ишимбайнефть».

Аскат Миниахметович Шарипов знает о нефти если не всё, то многое. Кандидат технических наук А. М. Шарипов изучал её свойства в вузе и среду её обитания в лаборатории при НГДУ «Ишимбайнефть». Работал на участках по добыче «чёрного золота» в Башкирии и газа в Оренбуржье, отвечал за ремонт нефтегазовых скважин в ЯмалоНенецком автономном округе. И где бы ни трудился Аскат Шарипов, на первом месте у него всегда была основательность, научный подход к решениям производственных задач.

В канун Дня работников нефтяной и газовой промышленности мы побеседовали с Аскатом Миниахметовичем о его любимом деле, которому он посвятил жизнь.

ПАПА ОКАЗАЛСЯ ПРАВ

– Расскажите, с чего всё начиналось.

– Я родился в деревне Кургашле Гафурийского района 3 января 1948 года. Там мне отрезали пуповину и упали первые капли моей крови. С тех пор, куда бы ни заносила судьба, эта кровь зовёт меня в родную деревню. Отец Миниахмет Мирсаитович после семилетней школы отправился на фронт, оттуда вернулся инвалидом. Женился на девушке Хадие Кильмухаметовне, я стал у них первенцем. Затем появились ещё три брата и три сестрёнки. В детстве мама говорила, что я буду губернатором. А отец отвечал: «Нет, Аскат будет учёным». И оказался прав.

– Как он смог это понять?

– Я был человек любознательный.  Отец, видя моё стремление к учёбе, отдал меня в третьем классе в школу посёлка Красноусольского. До неё надо было идти ежедневно 13 километров, зато преподавали на русском языке. Три месяца я тихо сидел за партой, ничего не понимая – в родной деревне все разговаривали по-башкирски. Школьный библиотекарь заставляла меня читать книги на русском, а потом их пересказывать. К тому же знакомая отца, на квартире у которой я жил, знала оба языка и помогала мне. Так я и выучил русский.

С четвёртого по восьмой классы я провёл в школе-интернате деревни Ташлы. Занимался спортом, мы ходили по 17 км пешком до Кургашлы – домой-то очень хотелось. Летом иногда преодолевали это расстояние на велосипедах, зимой бегали на лыжах. В юности приходилось много работать по хозяйству: заготовка сена и дров на зиму, полив огорода. Папа же был инвалидом войны, и основные заботы лежали на мне, как старшем сыне. Помню, сено возили на таратайке – лошади у нас не было, в двухколёсную повозку впрягались я и братья, и мы тащили её домой. 

ЭКСПЕРИМЕНТ УЧЁНОГО

– Что привело вас в нефтяники?

– После школы-восьмилетки я с отцом приехал в Ишимбай, где жил мой дядя Дарвиш Шарипов, он трудился бурильщиком. А его соседкой оказалась мастер производственного обучения ГПТУ № 28 Фая Дмитриевна Гарифьянова. Отец разговорился с Фаей Дмитриевной и скоро объявил, что я иду учиться на оператора по добыче нефти и газа.

– Как вас принял Ишимбай?

– На первом курсе я участвовал в городских соревнованиях и стал чемпионом Ишимбая по бегу на 800 метров. Меня сразу зачислили в спортивную команду училища. Но главным было получение знаний. К тому же учили нас  хорошо. На практике мы работали на  Ишимбайском машиностроительном заводе, Кумертауском нефтегазовом месторождении, ремонтировали подземные скважины. Я был в числе лучших выпускников училища.

– Сразу решили поступать в вуз?

– Сначала приняли оператором по добыче нефти и газа в НГДУ «Ишимбайнефть». У меня всегда была тяга к новизне. Когда был оператором, рядом трудились сотрудники Центра научноисследовательских и производственных работ (ЦНИПР). И я старался вникнуть, узнать, для чего они их проводят. Но многое не понимал и захотел получить высшее образование. Отработав  два года, взял отпуск без содержания и поехал в Уфу. Поступил на горнонефтяной факультет нефтяного института (сейчас УГНТУ) на специальность «Механизация и комплексные технологии разработки нефтяных и газовых месторождений».

– Вчерашний работник, вы полностью погрузились в учёбу?

– Ещё бы, к тому же учился я не так, как все студенты. Известный учёный Рудольф Гиндуллович Шагиев несколько лет преподавал в Алжире на французском языке науку добычи нефти. И предложил мне, как человеку с производства, а также вчерашнему школьнику Олегу Ермилову эксперимент. Он заключался в том, что Шагиев убрал из нашей программы те предметы, которые считал ненужными, и ввёл другие  дисциплины. Мы самостоятельно их изучали и погружались в свою будущую профессию гораздо глубже, чем  наши однокурсники, которые проходили стандартную программу.

– Чем ещё помогло необычное обучение?

– Благодаря ему я поступил в аспирантуру Московского института нефти и газа им. Губкина (МИНГ). Правда, случилось это не сразу после вуза, а спустя несколько лет. Восемь человек претендовали на два места. Причём эти места уже были обещаны «нужным» людям. Экзаменаторы приложили максимум усилий, чтобы я в аспирантуру не прошёл: с 9 утра до 18 часов сдавал экзамен по своей дисциплине. Увы, они не знали об эксперименте Рудольфа Шагиева и нашем углублённом изучении
спецпредметов. Как ни цеплялись экзаменаторы к мелочам и техническим нюансам, провалить экзамен они меня не заставили.

НА ПРОМЫСЛЕ И В ЛАБОРАТОРИИ

– Наукой вы занимались ещё до аспирантуры?

– Конечно. Во время учёбы я начал работать в вузе лаборантом. Окончив институт, устроился в лабораторию физики пласта и интенсификации добычи нефти при НГДУ «Ишимбайнефть». Тогда её заведующим назначили Халяфа Шакировича Сабирова, и освободилось место старшего инженера, которое он занимал ранее. На эту вакантную должность пригласили меня. Мы исследовали нефтеносные пласты, для нас привозили с буровых керны – пробы, образцы горной породы. Определяли их
пористость, проницаемость, карбонатность пород. Результаты данных исследований получал главный геолог НГДУ Рашид Закирович Канюков.

– Долго ли там работали?

– Примерно год. Как-то мне позвонил руководитель НГДУ Шевель Наумович Шимановский и говорит: «Хватит в своей лаборатории штаны протирать. Я назначаю тебя начальником смены РИТС-3, техническим руководителем нефтяного промысла. Куда хочешь: в Аургазинский или в Гафурийский район?» Конечно, я выбрал родной Гафурийский и отправился в Табынск, на Карташевское месторождение. Отработал несколько лет, в среднем добывал и перекачивал в Ишимбай за сутки по 700 тонн нефти.

– В вашей биографии был эпизод, когда вы спасли целый город от недостатка воды. Можно узнать об этом  подробнее?

– В 1989 году я смог пройти конкурс  на заведующего лабораторией в Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Затем меня перевели главным технологом на другое предприятие. Был главным инженером до начала 2000-х годов. Я придумал технологии ремонта газовых, нефтегазовых, газоконденсатных и водяных скважин. Таким образом, спас Новый Уренгой от дефицита воды. Смотрите, питьевая вода  там находилась на глубине 120 метров в так называемых мерзлотных таликах при температуре 0,1 градуса по Цельсию. Внезапно скважины начали одна за другой выходить из строя, напор воды стремительно падал, возник дефицит. Нефтяников заставляли бурить всё новые и новые водяные скважины. А я стал думать: взял чистую воду, добавил в неё специальный реагент, закачал к фильтрам и стал ждать 7-8 часов. В итоге от реагента грязь растворилась, фильтры очистились, и вода начала вновь поступать по трубам.

– С какими ещё задачами приходилось сталкиваться на Севере?

– Решал также проблемы выноса песка на поверхность при добыче газа, проблемы водоизоляции, глушения скважин и другие. Затем я перешёл главным технологом в ООО «Газпром добыча Ямбург», позднее был заместителем управляющего по производству. Занимался научным и технологическим обеспечением, контролем исполнительской дисциплины. В этой работе главным для меня было моральное удовольствие. То, что именно я решил эту  проблему, улучшил технологию, придумал рацпредложение. Когда приехал на Север, то увидел, что многие ждут лишь зарплату. Больше им ничего не интересно – ни наука, ни совершенствование технологий. А мне это нравилось. Недаром я стал кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, академиком Международной академии информатизации. У меня сотни рацпредложений, около ста научных работ, больше 10 патентов. Даже есть патент, полученный совместно с бывшим председателем правления РАО «Газпром» Ремом Вяхиревым. Это было в те годы, когда Рем Иванович трудился главным инженером Всесоюзного производственного объединения «Оренбург-Газпром».

РОДНЫЕ И СЛАДКИЕ МЕСТА

– Аскат Миниахметович, вы не скучаете на заслуженном отдыхе?

– А некогда скучать. На пенсию я вышел в 2007 году. Вернулся в родную деревню Кургашлу, построил там новый дом на месте родительского и живу здесь в тёплое время года. Занимаюсь пчеловодством – у меня на пасеке больше 20 ульев, сажаю картофель. Зимую под Уфой, в Булгаково. Пчеловодство – это наше семейное занятие. С маминой стороны пять поколений уже занимаются мёдом. Когда мама выходила замуж, её отец подарил молодой семье 10 ульев. К тому же, выйдя на пенсию, я отучился в аграрном университете и получил диплом пчеловода. Считаю, для любого дела, к которому относишься серьёзно, важен научный подход.

– Ваши дети тоже стали нефтяниками?

– Я женился два раза. В первом браке родился сын Ирек и дочь Зульфия. Когда мы переехали в Оренбург, супруга из Ишимбая Фавзия заболела онкологией, и её не стало. В 35 лет тяжело жить с двумя детьми, и я женился снова. Вновь на ишимбайской девушке, но по имени Фания. Этот брак принёс нам сына Шамиля и дочку Галиму. В итоге Ирек работает мастером по добыче нефти и газа. Шамиль – ведущий инженер автоматизации, добычи, подготовки газа. Галима трудится оператором по добыче нефти и газа. Все трое окончили УГНТУ. И лишь Зульфия – юрист в частной уфимской компании. У меня пятеро внуков и внучек. Недавно родилась самая маленькая – София. Пойдут ли внуки по  моим стопам? Кто знает…

 

Фото Аллы Казаковой и из архива А. М. Шарипова.

Автор:Владимир Парфиров

Последние новости

Школьники из Альшеевского района посетили Центризбирком республики

В Центризбиркоме республики прошел «День открытых дверей» для учащихся школы №5 села Раевский.

Управление напоминает о необходимости 
предоставления отчетности за 2024 год

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан напоминает руководителям некоммерческих организаций об обязанности предоставлять отчетность, установленную федеральным законодательством.

По иску Управления ликвидирована некоммерческая организация

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации

Подготовку к посевной кампании-2025 обсудили в Стерлитамакском районе Башкортостана

Новости из городов и районов нашей республики. 5 апреля 2025, 16:04 ГТРК «Башкортостан» Посевную кампанию-2025 обсудили в Стерлитамакском районе.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Пестово на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *