Услуги торгового эквайринга: как организовать прием платежей по картам?
По статистике, количество владельцев банковских карт в России постоянно растет. С этим связан рост спроса на услугу торгового эквайринга, и многие предприниматели задаются вопросами о его работе, включая стандартную услугу и ее стоимость.
Стало ясно, что оплата товаров и услуг банковскими картами является одной из наиболее удобных форм расчета между продавцом и покупателем. Привычный вопрос «У вас можно расплатиться картой?» все чаще звучит в магазинах, ресторанах, кафе и других местах. Все большее количество организаций внедряет у себя торговый эквайринг, поскольку это насущная необходимость, особенно для небольших торговых предприятий, которые рискуют потерять клиентов, переходящих к конкурентам, уже установившим у себя такую удобную форму оплаты.
А что такое торговый эквайринг? В общем понимании – это возможность оплаты товаров и услуг банковской картой. Однако это определение применительно к обычным потребителям. На самом деле эквайринг – это предоставление банком специального оборудования и технологического, расчетного и информационного обслуживания предприятий для принятия платежей банковскими картами международных платежных систем Visa, MasterCard, JCB и др.
В банковские услуги торгового эквайринга включаются:
- Установка и тестирование оборудования, предоставляемого в аренду, для эквайринга в точках непосредственной реализации товаров и услуг организации-клиента.
- Бесплатное информационное обучение и сопровождение сотрудников предприятия о правилах обслуживания покупателей при приеме платежей банковских карт.
- Проверка платежеспособности пластиковой карты при проведении расчетных операций с использованием оборудования торгового эквайринга.
- Возмещение суммы операций, произведенных посредством банковских карт в срок, установленный в договоре эквайринга.
- Предоставление всех расходных материалов (чеки, слипы), необходимых, чтобы обеспечить прием платежей по картам.
- Техническая поддержка для сотрудников предприятия.
С предприятия-клиента требуется:
- Создание необходимых условий для установки предоставленного банком оборудования на своей территории.
- Прием платежей по банковским картам с учетом условий, установленных договором с банком.
- Выплата банку комиссионного вознаграждения в указанном размере и в сроки, определенные в договоре.
Предоставляемая услуга торгового эквайринга представляет собой взаимовыгодное сотрудничество банка и предприятия, обеспечивающее возможность конечному потребителю оплатить товар или услугу банковской картой.
Этот процесс является выгодным для всех участников: банку, предприятию-клиенту и покупателю. Кроме получения комиссионного вознаграждения, банк также получает выгоду от использования кредитных карт. Покупатель используя карту для оплаты, не платит комиссию, но может получать скидки или кешбэк и другие бонусы от банка. Предприятие, через эквайринг, может привлечь новых клиентов и повысить свой уровень продаж.
Тем не менее, многие небольшие торговые фирмы, прежде всего в регионах, не желают внедрять торговый эквайринг из-за необходимости выплаты комиссий банкам и не желания осваивать новое оборудование. Таким образом, они не используют очевидные конкурентные преимущества данной системы. Однако, использование торгового эквайринга позволяет улучшить имидж предприятия, расширить клиентскую базу, повысить продажи и снизить риски.
Технология работы торгового эквайринга
Процесс торгового эквайринга состоит из нескольких простых этапов. Основным инструментом является терминал эквайринга. Такой терминал может быть POS-терминалом, SmartPOS, терминалом, который интегрирован с кассовым аппаратом, или Pin-Pad-ом. Устройство постоянно поддерживает связь с банковской системой в режиме онлайн через интернет с помощью Ethernet, сим-карты или Wi-Fi.
Операция торгового эквайринга происходит следующим образом:
- Клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или на краткое растояние прикладывает её к терминалу (PayPass - технология безконтактной оплаты).
- Данные считываются с магнитной полосы или чипа карты, и происходит проверка возможности совершения платежа. Затем, запрос на оплату отправляется в банк.
- В конце процесса клиенту выдается чек, который подтверждает произведенную транзакцию и содержит соответствующую информацию о ней.
В то же время, следующие процедуры осуществляют зачисление средств от торгового эквайринга на счет компании:
- Фирма-клиент направляет банку сводные данные по операциям, произведенным с помощью банковских карт, в конце каждого рабочего дня или в другой период, предусмотренный договором.
- Банк-партнер обрабатывает эту информацию и рассылает ее по различным банкам-эмитентам.
- Средства, за вычетом банковской комиссии, переводятся на счет организации в соответствии с установленными в договоре эквайринга сроками. Это обычно занимает один-два дня.
Как подключить торговый эквайринг
Шаг первый – выбор банка-эквайрера. Это важный момент, так как на этом этапе уточняются все требуемые документы, которые необходимо предоставить в выбранный банк. Затем заключается договор между компанией и банком, в котором прописываются все условия сделки, обязанности каждой стороны, стоимость аренды оборудования и размер процентной ставки комиссионного вознаграждения банка. После оформления договора, который может занять от недели до месяца, компания получает свой уникальный номер, привязанный к расчетному счету организации.
Следующий этап – установка оборудования, его тестирование и обучение сотрудников правилам использования. На этом этапе решаются все юридические вопросы, и происходит подготовка к работе с банком-эквайрером.
Товарищи бизнесмены, если вы ищете ответ на вопрос, каковы будут тарифы на торговый эквайринг, то вы попали по адресу. Определение размеров банковских комиссий зависит от каждого банка, и это обусловлено типом товара или услуги, за которую производится оплата. Обычно комиссия также зависит от объема средств. Таким образом, чем выше оборот платежей, тем меньше комиссия. Хорошим примером являются такие крупнейшие компании рынка, как «Ашан» или IKEA: у них размер банковского вознаграждения составляет ноль, поскольку их ежедневные объемы эквайринговых операций могут достигать миллиарда рублей.
Плата за аренду терминалов зависит от условий банка. Некоторые предоставляют терминалы, расходные материалы для оформления чеков и слипов бесплатно, другие же взимают арендную плату (обычно до 1500 рублей в месяц, в зависимости от модели терминала). Установка, тестирование, обучение персонала и техническая поддержка обеспечиваются бесплатно всеми поставщиками услуг.
На текущий момент в России работают более 140 кредитных организаций, предоставляющих торговый эквайринг. При этом основная доля в объемах проводимых операций и числе электронных терминалов приходится на ПАО «Сбербанк».
Согласно результатам 2019 года, семь российских банков входят в число 150 крупнейших мировых банков-эквайреров по числу платежей, обработанных через предоставленные ими POS-терминалы. Это Сбербанк (занимает третье место в рейтинге), ВТБ (35-я позиция), Газпромбанк (59-е место), Тинькофф Банк (88-я позиция), Русский стандарт (89-е место), Промсвязьбанк (103-е место) и Альфа-банк (135-е место).
Таким образом, выбор банка-эквайрера является ключевым фактором эффективности вашего бизнеса.
Фото: freepik.com