Что такое эквайринг и как он работает?
Одним из самых полезных изобретений за последние сто лет являются банковские карты. Технический прогресс и развитие товарно-денежных отношений стали предпосылками к их появлению. Изначально они были созданы для упрощения обналичивания средств, хранящихся в банке, однако со временем функционал карт был значительно расширен, и на свет появился эквайринг - система приема платежных карт для оплаты товаров и услуг.
С момента появления эквайринга, возможность расплачиваться картой без использования наличных стала настолько востребованной, что мы уже не представляем свою жизнь без этого инструмента. Но, как и в случае с мобильными телефонами, изначально эквайринг был достаточно примитивным. Использовалось специальное механическое устройство, импринтер, который снимал с карты слип, бумажный «слепок» с ее реквизитами. Это было неудобно и небезопасно, так как такое устройство не имело никакой связи с банком, чтобы проверить наличие у покупателя нужной суммы на счете.
С развитием технологий, на свет появился терминал - специальное электронное устройство, обеспечивающее связь с банком во время проведения операции. Сегодня мы совершаем покупки именно с его помощью. Эквайринг стал не только удобным, но и безопасным методом оплаты, который позволяет исключить риск приема фальшивых купюр.
Сейчас миллионы организаций, предприятий и магазинов используют эквайринг не только потому, что это удобно, но также и потому, что организация экономит на инкассации наличности, ускоряет проведение торговых операций и оптимизирует процесс обслуживания покупателей. Также принимая карты, компании увеличивают объем своих продаж в среднем на 20-30% и приобретают новых платежеспособных клиентов. Многие обладатели «пластиковых кошельков» более склонны к спонтанным покупкам и легче расстаются с деньгами.
Банк-эквайрер - это кредитная организация, которая предоставляет оборудование для эквайринга. Он также осуществляет расчеты с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и/или выдает наличные денежные средства держателям платежных карт, которые не являются клиентами банка-эквайрера. Данная кредитная организация имеет право одновременно проводить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт, что осуществляется на основе внутрибанковских правил, разработанных банком-эквайрером в соответствии с действующим законодательством.
Эквайринг – это банковская услуга, которая направлена на обслуживание организаций по платежным операциям с помощью платежных карт на оборудовании, установленном банком. Для использования всех преимуществ этой услуги необходимо заключить договор с банком-эквайрером, который предоставит технологическое, расчетное и информационное обслуживание на платежных терминалах или пин-падах в торговой точке.
Существуют различные виды эквайринга. Торговый эквайринг представлен в магазинах, ресторанах, гостиницах, фитнес-клубах и других организациях. Интернет-эквайринг относится к покупкам в Интернете с помощью специального интерфейса. ATM-эквайринг позволяет снять наличные с разных терминалов и банкоматов.
Наибольший интерес представляет торговый эквайринг, который является совместной услугой торговой организации и банка для владельцев карт. В этой сфере осуществляется взаимодействие по договору, согласно которому организация должна обеспечить размещение устройств для приема карт и принимать платежи. Банк в свою очередь обязан установить на территории организации оборудование, обучить работников и предоставить все необходимые расходные материалы.
В Аксесс-банке услуги лицензированного эквайринга можно получить у официальных партнеров банка. Эти организации имеют установленное оборудование, готовы предоставить техническую поддержку и сопровождение на этапе внедрения услуги.
Для чего и кому нужен эквайринг
Как мы уже упоминали в предыдущей статье, эквайринг имеет ряд преимуществ. Давайте более подробно разберемся в чем они заключаются.
В первую очередь, компания, принимающая банковские карты в качестве оплаты товаров и услуг, выглядит более престижно и надежно в глазах клиентов. Безналичный расчет также обеспечивает клиентам дополнительное удобство, что положительно влияет на имидж компании. Клиенты могут легко оплатить покупки различными картами в любой валюте. Эквайринг также увеличивает число потенциальных покупателей, так как многие люди отказываются от покупок, когда им необходимо платить наличными. При возможности безналичного расчета покупатели и пользователи услуг чаще тратят больше денег на свои потребности.
Существует статистика, которая указывает на то, что средний чек по платежным картам выше, чем средний наличный чек на 30%. Люди оценили простоту и скорость оплаты банковскими картами и все чаще используют их, даже при малых покупках.
Сегодня банковские карты имеют практически каждый человек, включая пожилых людей. Согласно информации Банка России и Росстата, на 1 января 2019 года, на каждого россиянина приходится по одной-две банковские карты. В 2018 году объем покупок с использованием платежных карт составил примерно 21 трлн рублей.
Кроме того, использование эквайринга позволяет организациям экономить деньги, что достигается за счет отказа от инкассации наличности и полного исключения риска принятия фальшивых купюр. Банки, в свою очередь, предоставляют партнерам различные льготы, такие как дисконтные программы, скидки на банковские услуги и предоставление бесплатных курсов по обучению сотрудников организации.
Эквайринг выгоден не только компаниям и покупателям, но и банкам, которые получают новые возможности для расширения своей деятельности и увеличения числа постоянных клиентов.
Рынок эквайринга продолжает свое развитие в России и находится на первом месте среди наиболее важных направлений бизнеса. В России количество выпущенных банковских карт уже превысило население, что говорит о растущем интересе к безналичным операциям. Такой тренд характерен для развитых стран мира, где доля безналичных платежей выше, чем в России.
Одной из причин развития эквайринга является увеличение уровня финансовой культуры населения в России в последние десятилетия. Карточки становятся все более популярным и удобным средством расчетов, а также доступом к кредитным ресурсам.
К сожалению, эксперты считают, что развитие эквайринга в России не происходит так быстро, как хотелось бы. Раньше, более 20 лет назад, доля оплаты наличными преобладала над оплатой картой в торговых сетях. Однако сегодня доля безналичных платежей на розничном рынке составляет более половины всех платежей. Это свидетельствует о заметном прогрессе в развитии этого направления бизнеса.
Такой прогресс стал возможен благодаря введению новых технологий и популяризации достоинств безналичных платежей. Тем не менее, современным компаниям необходимо продолжать работать над развитием возможностей оплаты товаров и услуг безналичными средствами расчета в России, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом рынке.
Фото: freepik.com