Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

В XXI веке информационные технологии играют огромную роль в бизнесе. Они стали мощным двигателем экономики, но в то же время и источником рисков. Для обеспечения непрерывности бизнес-процессов крайне важна бесперебойная работа ИТ-сервисов. Отказ этих сервисов может привести к простоям и финансовым потерям, а в худшем случае - катастрофическим последствиям. Наш материал расскажет о средствах, которые обеспечивают информационную безопасность и непрерывность бизнеса.

BCM, BCP и DRP – ключевые элементы системы кризис-менеджмента, которая сегодня необходима для гарантии бесперебойности бизнес-процессов в организации. В мире, где информационные технологии играют все более важную роль, безопасность данных и их доступность – критически важные факторы не только для кредитно-финансовых и телекоммуникационных компаний, но и для высокотехнологичных предприятий, работающих в непрерывном производственном цикле, а также для государственного сектора и ритейла.

Существуют специальные регламенты для определенных отраслей, которые требуют обеспечения непрерывности бизнеса для лицензирования деятельности. Риск сбоя в работе ИТ-систем перевешивает средние потери, например, в банковской сфере с даже кратковременным перерывом в работе ИТ-сервисов. Но в случае аварий в энергосистемах, киберпреступлений или других катастроф потерями могут стать жизни людей.

Природные бедствия, экономический ущерб, киберпреступления – в связи с многообразием рисков актуальность обеспечения информационной безопасности не вызывает сомнений. Опрос компании DEAC продемонстрировал, что угроза непрерывности бизнеса вызывает наибольшее беспокойство в финансовой и информационной сферах. Почти половина респондентов считает, что бизнес-риски только увеличатся в будущем.

BCM (Business Continuity Management) или управление непрерывностью бизнеса, BCP (Business Continuity Planning) или планирование непрерывности бизнеса, и DRP (Disaster Recovery Planning) или план восстановления после сбоев – это ключевые элементы кризис-менеджмента, обеспечивающие безопасность бизнеса в целом. Они основаны на методологии ИБ, охватывая все аспекты деловой активности. Регламенты и международные стандарты, такие как ISO/IEC 27001 и ISO 22301:2012, соответствие которым следует учитывать, выбирая дата-центр для хранения информации или задумываясь о внедрении на предприятии.

Источник: https://www.retail-loyalty.org/articles/sostavnye-elementy-krizis-menedzhmenta-bcm-bcp-drp/

Управление непрерывностью бизнеса (BCM) является важным аспектом для любой организации. Приоритетные цели и задачи BCM зависят от масштаба и сферы деятельности, и во главу угла ставится управление определенным типом или классом взаимосвязанных инцидентов.

Один из основных комплексов происшествий, рассмотриваемых в рамках BCM, это управление инцидентами или Incident management (IM). Данный уровень охватывает целый комплекс происшествий высокой и средней вероятности возникновения. Задачи и цели IM — обеспечить сохранность, доступность и целостность информации, а также отказоустойчивость оборудования.

Другим важным комплексом в рамках BCM является управление непрерывностью бизнеса и аварийным восстановлением, или Business continuity & disaster recovery management. Он направлен на предотвращение инцидентов, которые могут привести к приостановке работы всей организации или ее важнейших бизнес-процессов. По исследованию, проведенному компанией Veeam Software в 2019 году, ежегодные мировые потери от простоев приложений превышают 20 млн долларов, а по России эта цифра немного ниже — 19,8 млн долларов.

Еще одним комплексом BCM является управление чрезвычайными (кризисными) ситуациями, или Crisis & emergency management. Он ставит своей задачей предупреждение крайне редких, но катастрофических по последствиям инцидентов, таких как экологические и гуманитарные катаклизмы или инфраструктурные разрушения в границах целого региона. В подобных случаях, высокий уровень обеспечения непрерывности деятельности предприятий необходим.

Ключевым понятием в управлении непрерывностью бизнеса (BCM) выступает «инцидент», под которым понимается любое незапланированное, внезапное происшествие, событие, ведущее к остановке ключевых и критичных процессов и функций, полной потере контроля над оборудованием. Недооценка влияния инцидентов на непрерывность бизнеса может привести к драматическим последствиям.

Примером тому служит компьютерная атака на мировом уровне, случившаяся 12 мая 2017 года, когда компьютеры по всему миру были атакованы вирусом-вымогателем WannaCry. Он шифровал файлы на устройствах, а для восстановления доступа к ним требовал выкуп. Параллельно с тем, WannaCry атаковал более 200 стран, сильнее всего пострадали Россия, Украина, Индия и Тайвань, и привел к остановке работы больниц, аэропортов, заводов и банков. Экономические потери, нанесенные данной кибератакой, составили около 4 млрд долларов.

Полтора месяца спустя, инцидент повторился, но уже с другой вредоносной программой – вирусом Petya. Российские и украинские компании понесли самые масштабные потери от него, исходя из данных исследований. Внедрение и применение программ BCM позволило бы значительно сократить размеры потерь, а возможно, и вовсе избежать катастрофических происшествий.

The Impact of Catastrophes on Shareholder Value (Rory J. Knight и Deborah J. Pretty) показывает, что кумулятивный доход сверх нормы компаний, успешно восстановивших деятельность после крупномасштабной аварии, через год составляет в среднем 10%. Корпорации, не внедрившие BCM, получают те же 10% и даже 15%, но уже со знаком минус. Управление непрерывностью бизнеса является залогом сохранности вложенных владельцами и акционерами средств, а также возможности и продолжительности работы предприятия.

Внедрение BCM: какие этапы необходимо пройти

Планирование и стратегия - так начинается управление непрерывностью бизнеса (BCM). В этом процессе часто используются инструменты риск-менеджмента (RM). Чтобы реализовать BCM в организации, необходимо пройти целый ряд этапов. Они включают в себя овладение техническими и программными средствами, регламентацию действий, распределение ответственности и обучение персонала. Взять на себя эти задачи компании может быть проблематично. В таком случае стоит обратиться за помощью к ИТ-экспертам. Они не только разработают план мероприятий и найдут наилучшие решения для компании, но и помогут перевести проект в реальность.

Риск-анализ и оценка важности бизнес-процессов являются неотъемлемой составляющей для любой организации, независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Однако, точки критичности для каждой компании могут значительно отличаться. Например, для медицинских учреждений все учетные системы критичны, в то время как для телекоммуникационной компании может быть критичен только сбой в системе биллинга. Поэтому, анализ бизнес-процессов помогает выделить эти точки критичности.

Кроме того, риски можно разделить на зависимые и независимые от IT. Сначала необходимо определить IT-зависимые бизнес-процессы и затем выделить угрозы, которые могут оказать влияние на них. Затем проводится оценка воздействия на бизнес, чтобы понять, как изменение в IT-процессах влияет на ключевые бизнес-процессы. Оценить можно количественно и качественно, например деловую репутацию, рыночную стоимость, уровень операционных издержек и т.д. В результате получается карта ключевых бизнес-процессов с указанием нарушений, способных привести к убыткам. Эта информация помогает разработать меры по предотвращению возможных угроз, увеличивая непрерывность деловой активности компании.

Важной задачей аналитиков является получение достоверной информации о бизнесе организации, особенно в финансовой сфере, чтобы определить текущее состояние ИТ-комплекса и его планы на будущее.

Анализ информационных сервисов, связанных с бизнес-процессами и информационными потоками, также немаловажен. Оценка допотопного риска поможет составить полную картину бизнеса, показывая уровень критичности всех бизнес-процессов в целом, а также выявляя нарушения их функционирования и соотношение величины потерь.

Для решения всех описанных задач производится аудит, который проводятся аналитиками перед началом сотрудничества. В процессе такой всесторонней оценки выявляются слабые места в системе информационной безопасности клиента, а также становятся понятны способы укрепления уязвимых точек.

Расчет экономического эффекта, то есть стоимости простоя бизнес-процессов, предполагает наличие справедливых допущений о вероятности наступления различных инцидентов в рассматриваемый период. Это позволяет выбрать наиболее приемлемую стратегию для организации.

Согласно экспертам, наличие ясного плана действий в экстренных ситуациях является фундаментальным для успешной защиты бизнеса и его операционной деятельности. В этом контексте, компании необходимо определиться с так называемыми тайм-аутами и производительной мощностью для отдельных бизнес-процессов в случае ЧС в сотрудничестве с аналитиками.

Первоначально, необходимо установить допустимое время восстановления (RTO), то есть интревал вынужденного простоя, который может быть технически сведен к секундам, однако не всегда оправдывает экономические затраты. Кроме того, также нужно определить целевую точку восстановления (RPO) - временной диапазон перед наступлением ЧС, за который все данные могут быть утрачены. В настоящее время, данный интервал может быть практически равен нулю, благодаря частоте и доступности технологий резервного копирования информации.

Наконец, последним этапом является определение уровня непрерывности бизнеса (LBC) - допустимого уровня производительности в случае ЧС в процентах от режима штатной работы. Этот параметр позволяет оценить, насколько быстро и эффективно компания может восстановить свою работоспособность после возникновения нежелательной ситуации.

Таким образом, правильно определенные тайм-ауты и производительная мощность являются важными компонентами бизнес-защиты и могут значительно уменьшить риски потенциального ущерба компании в экстренных ситуациях.

Планирование непрерывности бизнеса является процессом, который предусматривает тщательное определение стратегии для обеспечения безопасности сотрудников, доступности критически важной информации, свободного общения с партнерами, клиентами, поставщиками и подрядчиками. Для каждого направления в рамках стратегии вырабатывается подстратегия, которая должна указать на путь к быстрому восстановлению бизнес-процессов в соответствии с предварительно определенными параметрами рисков.

Этот процесс включает следующие стадии: реагирование на событие, продолжение выполнения критичных для бизнеса процессов в условиях ЧС и восстановление штатной работы. В каждом из направлений стратегии BCM определяются организационные и технические решения: разрабатываются политики для поддержания непрерывности бизнеса, формализуются приоритетные цели и задачи, процедуры реагирования и области распространения системы BCM, определяются кадровые потребности и степень вовлеченности персонала в реализацию программы внедрения (проекта) BCM.

Для создания технической и организационной систем BCM все чаще используются облачные услуги. Одно из решений, называемое DRaaS (Disaster-Recovery-as-a-Service), предоставляет возможность аварийного восстановления данных в облачных средах корпоративного уровня, благодаря чему удается снизить расходы на обеспечение безопасности и поддерживать ее на уровне принятых в индустрии стандартов.

Существует несколько вариантов резервного копирования ИТ-инфраструктуры или ее элементов. Например, в малом бизнесе, где непрерывность не критична, могут использоваться резервные копии, создаваемые по расписанию. Однако такая схема не обеспечивает комплексной защиты.

В более крупных организациях используются более серьезные технологии. Например, можно полностью скопировать инфраструктуру в облако с последующим переносом изменений в непрерывном режиме. Информация извлекается и восстанавливается за несколько минут. Для крупных финансовых и ИТ-компаний, госсектора и любых других организаций, где каждая минута простоя критична, предусмотрено запуск резервной облачной инфраструктуры, полностью идентичной основной. Обновления в них происходят одновременно, и восстановление возможно за несколько секунд.

Построение отказоустойчивых ЦОДов является важным аспектом для различных бизнесов. В случае необходимости, можно провести оптимизацию существующих центров обработки данных или построить новые, более энергоэффективные и отказоустойчивые. Реализация данной задачи включает в себя комплекс мероприятий, таких как: строительство специализированных зданий, организация инженерной, телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры, их автоматизация, сервисное сопровождение подсистем ЦОДов или создание мобильного ЦОДа. Также, есть более простой путь - доверить организацию ИТ-инфраструктуры надежному провайдеру.

При росте бизнеса и усложнении ИТ-систем компании, вычислительные центры могут стать фактором угрозы непрерывности деловой активности. Поэтому необходимо разработать план восстановления системы после инцидента (DRP), который является составной частью более крупного плана обеспечения непрерывности бизнеса (BCP). DRP помогает быстро восстановить работоспособность критичных ИТ-систем и обычных операций, в то время как BCP обеспечивает восстановление бизнес-процессов в целом.

Для обеспечения нормального функционирования системы BCM необходимо формировать программу сопровождения и эксплуатации, определять периодичность проверок и разрабатывать меры реагирования обслуживающего персонала на возникновение инцидентов. Также важным аспектом является интеграция процессов в корпоративную культуру, которая включает разработку мер и осведомление персонала о мерах, предпринимаемых в случае возникновения угроз, а также о мерах по устранению последствий внештатной ситуации. Компетентный персонал является важным фактором для успешного планирования восстановления после происшествия.

Как известно, внедрение системы ВСМ на предприятии может значительно повлиять на его дальнейшую работу. Однако, какие именно параметры могут свидетельствовать об эффективности такого внедрения?

В первую очередь, важно отметить готовность организации к дальнейшей работе в случае возникновения аварий в ИТ-системах. Если в систему была внедрена ВСМ, это достаточно показательный момент, ведь организация приняла меры для сохранения своих данных и возможности продолжения работы в случае сбоев.

Кроме того, стоит оценить вероятность простоя (недоступности) информационных систем в случае возникновения внештатной ситуации и потенциальные убытки, которые могут быть связаны с такой ситуацией.

Также важным показателем является соответствие требованиям регулирующих органов и прохождение аудита.

Однако, само по себе создание и внедрение системы ВСМ может стать непростой задачей для предприятия, требующей значительных финансовых, кадровых и временных ресурсов. Не каждая компания готова на это пойти и поэтому речь идет об эффективности внедрения системы с учетом возможностей организации.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *